Мой педагогический подход к работе с учащимися


    С 1987 года работаю в МБ ОУ Пеля-Хованской СШ. Как учитель стараюсь подходить к решению вопросов обучения и воспитания учащихся творчески, разнообразно с применением современных образовательных технологий. За двадцать с лишним лет педагогической практики уже можно сказать, что в Пеля-Хованской СШ сложилась устойчивая система подготовки лыжников, особенно в последние десять лет. Раньше многое зависело от материальной базы. Теперь она у нас почти совершенна и насчитывает в настоящее время более 100 комплектов лыж, причём последнее время мы делаем основной упор на качество инвентаря. Лыж «Atomic» «Madshus», «Rossignol» и «Fischer», у нас теперь 50 комплектов. Думаю, что наша материально-техническая база – одна из лучших баз лыжной подготовки в области среди сельских школ. Это, несомненно, влияет на качество проведения занятий по лыжной подготовке. Конечно же, ещё нужно и большое желание занимающихся, но у наших ребят оно есть.
     Нужно учесть, что отличительной особенностью занятий с детьми является то, что они чаще всего проводятся на свежем воздухе, что имеет положительный, оздоровительный эффект. В сочетании с оптимальной двигательной активностью это даёт до четверти в составляющей нашего здоровья. Это надо понимать и убеждать воспитанников, показывая, в том числе, своим примером. В этом значительную роль играет опыт, ясность целей и чёткость в решении конкретных задач. Я использую принципы доступности и индивидуализации, а без соблюдения принципа систематичности занятий добиться успеха в деле реализации программы по лыжной подготовке невозможно.
    С ребятами младшего школьного возраста проводить занятия без соответствующего эмоционального фона нельзя – это моё стойкое убеждение, потому что через несколько дней монотонных занятий ребятам на уроках будет просто скучно. Поэтому в каждое занятие обязательно нужно включать либо игру, либо элементы соревнования, но в это время уделять им самое пристальное внимание. Дети всё чувствуют очень чутко. Считаю, что любой учитель искренне любящий свое дело может добиться успеха в реализации своих планов, создании условий для повышения двигательной активности своих воспитанников, повышении спортивных результатов и в конечном итоге оздоровлении детей. К этому мы и стремимся. Наверное, ребята видят, что в лыжных гонках могут себя реализовать и занимаются с энтузиазмом. А ещё они видят, что учитель всё время проводит с ними, только и думает о том, как бы улучшить базу, как бы сделать поскоростнее трассу – ведь теперь без этого добиться результата невозможно.
     Моя система работы достаточно проста: широко использовать в своей практике дыхательные упражнения, индивидуальный подход и подбор дозированных нагрузок, стараюсь с самым первым снегом встать на лыжи. Даже знакомые ребятам физические упражнения стараюсь видоизменять. Например, скользящий шаг под уклон, по равнине, в уклон, с прохождением поворотов, бугров и впадин в зависимости от степени освоения учащимися навыков владения лыжами. Лыжной подготовкой занимаются ребята со второго класса. К пятому классу у них формируются прочные знания, умения и навыки по лыжной подготовке Первый урок для ребят - это уже как ритуал. Мы берём старенькие лыжи и по знакомой трассе отрабатываем скользящий шаг. В лыжах для ребят нет ничего более захватывающего, чем первый урок на снегу...
     В своей работе использую личностно-ориентированные технологии обучения, широко использую разноуровневое обучение. С некоторыми ребятами, занимающимися 4-5 год, работа ведётся по индивидуальным планам. Это даёт свои плоды. Мы являемся постоянными победителями всех районных соревнований по лыжным гонкам, а на соревнованиях по лёгкой атлетике, туризму – постоянными призёрами. В нашей школе традиционно проходят соревнования по лыжным гонкам в декабре и марте. Мы нашли спонсоров, покупаем призы и на хорошем организационном уровне проводим их. Дистанции различные – от 1 км до 10 км., а участие в соревнованиях принимают более половины учащихся школы. Активное участие принимают в этих мероприятиях родители воспитанников, а также молодежь села. Для нас в настоящее время проводить соревнования по лыжным гонкам несложно. В 2007 году для прокладки лыжных трасс районная администрация выделила Пеля-Хованской школе снегоход «Буран».В январе 2015 года мы благодаря спонсорам купили новый «Буран».В настоящее время у нас в школе имеется два снегохода. Теперь наши трассы немного уступают лучшим трассам Мордовии и Нижегородской области. У нас есть круг 200 м., 1км., 2км., 3км., 5км., причём все они различной степени сложности. Во многом благодаря Пеля-Хованским лыжникам и поддержке районной администрации на Пеля-Хованской земле с 2002 года проводятся межрегиональные соревнования по лыжным гонкам, где призёрами и победителями в разное время становились многие мои воспитанники .Дети видят, что тренер серьёзно относится ко всему, что делает, младшие видят навыки старших и у них появляется стремление. А стремиться нам есть к чему. Мы постоянно выезжаем в город Саранск и другие центры подготовки лыжников и нам есть на кого равняться. Если в начале сезона мы обычно отстаём от 14-16 летних ребят и девочек в Саранске, то к середине сезона наши сильнейшие лыжники борются с ними на равных, хотя находимся мы с ними в неравных условиях. И летом ,и осенью мордовские лыжники выезжают на сборы, а мы этого сделать не можем – «глубинка», недостаток финансирования,но мы стараемся это компенсировать тем, что у нас лыжня в десяти метрах от школы и ребята проводят на ней значительную часть времени.
     Заниматься воспитанием лыжников несложно, так как у них есть устойчивый интерес. Бывает тяжелее этот интерес привить. Но мы говорим так: «Если есть желание – есть тысяча возможностей, если нет желания – есть тысяча препятствий». Кто хочет делать – ищет пути и средства, кто не хочет – ищет причину.
     Мой главный принцип – не навреди. Стараюсь давать по возможности больше информации своим воспитанникам, так как из теперешнего потока информации, обрушившегося на наших детей, очень непросто выбрать правильное, нужное и принять верное решение. Стараюсь внушать детям, что лучшее для нашего общества – это здоровый образованный человек, а все другие варианты бессмысленны. Личности без физических кондиций нет.
     С приходом в школу нового директора у нас изменилось буквально всё. А главное – психология. Это здорово, когда человек в творческом поиске чувствует поддержку своего руководителя. Осознавая это, хочется сделать ещё больше, что я и стараюсь делать. С приходом Каргина А.Н. у нас появился новый спортивный городок, футбольная и волейбольная площадка, ровная беговая дорожка.С начала 2013 года в нашей школе функционирует новый спортивный корпус с полным комплектом оборудования и инвентаря. С того времени круглый год на спортивных площадках школы постоянно идут соревнования по футболу и волейболу,лёгкой атпетике и настольному теннису. Например, в этом году на «День молодёжи» в турнире по мини-футболу приняли участие шесть команд – это уже родители идут за детьми – тенденция позитивная.
     Обсуждаемые же в настоящее время варианты развития детско-юношеского спорта имеют и отрицательные стороны. Причём в проигрыше останутся сельские дети. Если вынести все занятия в разряд внеклассных и по специализации, то в сельских малокомплектных школах ни базы, ни уровень тренеров-преподавателей не будут удовлетворять потребности детей, родителей и общества. Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов – хорошая идея и очень хорошо, когда в сельских районах появляются плавательные бассейны.
Моё мнение на счет дальнейшего развития физкультуры и спорта таково: нужно увеличить количество часов в учебном плане на уроки физической культуры, внеклассную работу, там, где люди работают серьёзно, вдумчиво, солидно на протяжении ряда лет. Всё зависит от человека. Для решения этих задач на современном этапе необходимо: квалифицированные, любящие и знающие своё дело специалисты-спортсмены с высшим образованием; строительство современных спортивных сооружений; улучшение материально-технической спортивной базы. Но всё это в идеале. А пока мы работаем в тех условиях, что есть. И всё-таки в большей степени, я оптимист, хотя работать и сложно.
     Думаю, что на данном этапе развития нашего общества школа является важнейшим центром, ядром воспитания и укрепления здоровья и всестороннего развития личности. Она служит для того, чтобы все усилия преподавателей были направлены на это. Воспитание и развитие в коллективе – это подтверждение связи ребёнка с обществом, способ его существования, как члена общества. А вот ответственность за наш коллектив, проявление инициативы, выражение индивидуальности воспитанников, прежде всего, как ребёнка-личности, лежит на мне. Ответственность эта огромна и об этом нужно всегда помнить. При общении с детьми важно всё: психологическая обстановка, культура речи тренера, мимика, жесты, позы. И если учитель строго следует этому – это уже неплохой учитель. Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса обучающегося. Ему должно быть всё понятно. Ученик должен верить в своего наставника, брать с него пример.. Это в свою очередь приведёт его к умению управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильных стрессов, выработать в себе эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность. Только тогда возможен результат.
     Для детей, занимающихся лыжными гонками, характерной чертой являются трудолюбие, а смелость, решительность, честь, совесть, благородство становятся нормой поведения. Нужно уходить от стандартности в учебно-воспитательном процессе, формировать самостоятельность у молодого поколения, чувство ответственности, активную гражданскую позицию и патриотизм. Одна из конечных целей – ведение здорового образа жизни, воспитание человека адаптированного к современному социуму, создание прочной семьи – это неразделимые понятия, к которым стараюсь приобщать воспитанников с первых занятий.